Традиционные одежды России XIX века, вечерние туалеты начала XX века, роскошные вышивки второй половины XIX века, современные наряды Высокой моды конца XX века и начала XXI. Известные модельеры, коллекционеры и дизайнеры представили все эти наряды в Российской Академии Художеств. Со стороны пришедших выставка вызвала бурный интерес и неподдельный восторг. Ведь искусство вышивки сегодня переживает определенный ренессанс и претерпевает сложности в становлении на высший уровень мастерства.


 

Старые традиции уходят в глубь истории, а многими просто забываются. Так, к примеру, девушки разных сословий до XX века были искусными рукодельницами. Их учили, передавали им секреты из уст в уста, создавали вещи-обереги... Особую гармоничность девушки добавляли в мужские, женские и детские наряды. Они вышивали их цветными нитками. Такие цвета использовали для изготовления сарафанов, рубах, тулупов... Теперь для неискушенного посетителя выставки подобные костюмы, платья, элементы деревенского быта станут в диковинку.


 

Историк моды и коллекционер рассказал: «Мы - потомки древнего народа и смотрим на руины, как древние византийцы. Мы - народ другой страны и живем в руинах бывшей России. Все идет вперед. Мы убили своими руками то искусство вышивки. Мы жгли деревни, сносили церкви, грабили монастыри, мы расстреляли тех дворянских девушек, которые умели вышивать. Мы - эти варвары, которые убили искусство. А теперь любуемся: «Как красиво вышивали! Оля-ля!»


 

Узоры на платьях, головных уборах делались рукодельницами не только с целью показать себя в обществе, но и в качестве оберега. Считалось, что символы узоров несли в себе сакральный характер и защищали от злых духов, приносили счастье и имели много скрытых знаков. Девушки искали себе женихов, матери оберегали своих детей и старались предотвратить беду. Такие обрядовые платья сохранились и до наших дней. Например, для Надежды Бабкиной стародавние обычаи русских крестьян стали идейными вдохновителями на создание концертных костюмов. Несколько из них украшают просторный зал «традиций».


 

Певица и руководитель ансамбля «Русская песня» Надежда Бабкина сама очень почитает традиции наших предков: «Надо уважать предков, предметы, которые складывались веками. Создавались обряды, традиции, шили одежды, наслаждались, радовались, обретали символ веры, любовь...!»


 

Коллекционер Александр Васильев выставил старые вещи XIX-XX вв. из собственной спальни. Дома его окружают, как он сам утверждает, старинные вещи, много вышивки, но ничего современного. Все самые дорогие и не поместившиеся в доме вещи, находятся теперь в одном из французских музеев Парижа. А для русского музея историк моды прихватил из спальни для этой выставки не только платья дорогого и особого покроя, но и роскошные подушки из бархата, вышитые гладью крестом и бисером, коробку для бумаг из тисненой кожи 1840 года, кокошник из металлизированной нити — это вышивка Нижегородской губернии, первой половины XIX века и многое другое.


 

Александра Васильева про одно из удивительных выставленных платьев: «Я выставил платье какой-то дамы, у которой были старые запасы. Шелк уже не производили. Но самое интересное, что декольте выполнено из шерсти кошки. Это была эпоха, когда меха не было».


 

Можно пройтись по всем трем тематическим залам, начиная от крестьянской вышивки и заканчивая современными работами мастеров. В зале «современность» наравне с платьями Валентина Юдашкина и Славы Зайцева выставлены работы молодых дизайнеров: Кристины Ковалевой — призера конкурса «Русский силуэт», Татьяны Парфеновой с ее знаменитыми шалями и платьями, вышитые картины Тамары Файдель, которые не оставляют равнодушными.


 

Автор Анастасия Флаг. Фото автора.