Краудсорсинг – слово на слуху у тех, кто слушает радио и ТВ, а Crowdsourcing мозолит глаза всем, кто бывает в интернете. Оно пришло к нам из США и дословно означает: «источник ресурсов — толпа». В английском слово «crowd» не имеет той негативной коннотации, какую имеет русское слово «толпа». Написанное с определенным артиклем слово the crowd – вообще, есть ни что иное, как противоположность индивидуальности. В этом смысле выражение «толпа – источник знаний»  не вполне корректно сопоставлять с термином crowdsourcing. Есть смысл говорить о поиске ответов (решений) «всем миром».

В старом правописании, бывшем в России до 1918 года, слово «MIPЪ» означало человеческое  общество, а слово «миръ» – отсутствие войны, то есть именно тот смысл, который есть у слова «мир» сейчас. Но идиома, «всем миром», сохранилась в современном русском языке в значении делать (думать) вместе. Однако crowd в смысле «MIPЪ», т.е. «общество», как мы думаем, много лучше описывает смысл понятия crowdsourcing.

Поэтому, мы предлагаем толковать  «краудсорсинг» по-русски как — «решать всем миром». А чтобы нас понимали везде, будем пользоваться термином краудсорсинг без дальнейших комментариев.

Существует мнение, что интеллект толпы ниже интеллекта членов этой толпы. Но, между тем, все мы знаем примеры того, как группы специалистов решают интеллектуальные задачи, которые не по силам даже очень одаренному индивиду. И в том, и в другом случае мы имеем делj с краудсорсингом. Исходя из выше сказанного, можно предположить, что групповое поведение людей,  можно условно разделить на два больших подраздела. Эмоциональное и рациональное (разберем именно крайние случаи этих проявлений). Давайте рассмотрим каждый из двух вариантов и попробуем определить инструменты для работы и описания каждого из них.

Эмоциональный краудсорсинг. Мне всегда было интересно: можно ли просчитать действия неорганизованной группы людей, например, при работе на бирже. На первый взгляд, задача не поддается решению. На торговых площадках собираются тысячи игроков, и у каждого из них имеется свой жизненный опыт, свои эмоции, жизненные обстоятельства и еще миллионы своих индивидуальных особенностей. Но вдумайтесь, все ли из вышеперечисленного нам нужно учесть? Как повлияет на рынок жизненный путь, пройденный брокером Петровым? Рискну предположить, что влияние будет близко к нулю. Почемe? Исключительно потому, что решения Петрова ничтожно малы по сравнению с размерами рынка. Т.е. для анализа нам необходимо использовать данные, которые схожи для больших групп участников рынка. В сущности, мы выполняем операцию пересечения  информации о каждом из участников (опыт, знания, чувства) с другими участниками и отбрасываем все не вошедшее в пересечение. Вот почему интеллект толпы (IQ и EI) в данном случае будет меньше интеллекта каждого из ее членов.

Эмоции – вот что объединяет нас всех, а точнее элементарные эмоции. Элементарные эмоции / чувства – это максимально простые, далее неразложимые на еще более простые. Всего их семь (согласно мнению Пола Экмана): радость (довольство), удивление, печаль (грусть), гнев (злость), отвращение, презрение и страх. Природу и проявление элементарных эмоций / чувств нельзя изменить. Страх – он одинаков и в Африке, и в Ватикане, и у школьника, и у старушки. Таким образом, изображение кривой эмоции будет некоторым образом соответствовать графику торгов. Данный подход был использован для предсказания хода аукциона в статье «Эмоциональный интеллект в краудсорсинге, или как верить людям?» и показал свою эффективность. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что находясь под действием эмоций, человек склонен выстраивать логическое обоснование под свои чувства. В результате он считает свое поведение рациональным, хотя мы имеем дело эмоциональностью. Неизбежно возникнет множество вопросов относительно того, по каким принципам проводить операции сложения эмоций, а так же подбор коэффициентов влияния данной эмоции на каждый отдельный случай принятия решения. Но эта тема обширна и заслуживает отдельной статьи.

Исходя из выше изложенного, под эмоциональным краудсорсингом в дальнейшем мы будем понимать результаты совместной деятельности группы лиц,  которые могут быть спрогнозированы на основе изучения только лишь эмоций ее участников.

Рациональный краудсорсинг. Его основное предназначение – это разработка и развитие идей. Пожалуй, самыми известными примерам рационального краудсорсинга является Linux и Википедия. Каждый из участников вносит свой индивидуальный и неповторимый вклад. Это подобно сборочному конвейеру, на котором каждый из участников знает и выполняет лишь свой небольшой этап работы, а в итоге получается прекрасный автомобиль. Подчеркну еще раз тот факт, что участники сборки могут и не знать принципа работы всех узлов и систем, но это не влияет на результат, и уж тем более на результат будут слабо влиять эмоции (вы же не ощущаете грустил или радовался мастер, прикручивая колесо к Вашей машине). В случае с рациональным краудсорсингом нас интересует именно личный и индивидуальный опыт, а так же знания и навыки каждого. Т.е. в данном случае мы проводим операцию объединения. Исходя из этого, в данном случае интеллект толпы (IQ) будет выше интеллекта каждого из ее участников.

В дальнейшем под рациональным краудсорсингом мы будем подразумевать результаты совместной деятельности группы лиц,  которые могут быть спрогнозирован на основе данных об интеллекте и опыте ее участников.

Интернет делает краудсорсинг незаменимым механизмом прямой демократии и мощнейшим инструментом изучения многих аспектов  жизни общества — от выявления подлинных потребностей и ожиданий до осмысленного влияния на вкусы и предпочтения.

На практике же возникают многочисленные вопросы, связанные с технологией обработки потоков информации, носителем которой является crowd, который мы понимаем как тот самый мiръ. Технология обработки информации, поступающей по каналам краудсорсинга, есть одно из интересующих нас направлений исследования.